По итогам заседания Подкомитета НП ОПЖТ "Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры" под председательством заместителя генерального директора АО "НИИ мостов" Григория Дымкина одобрена первая редакция проекта ГОСТ "Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Типовые методики ультразвукового контроля" с учетом содержащихся в отзывах и высказанных при обсуждении замечаний.
Документ разрабатывается АО "НИИ мостов" совместно с ПГУПС в качестве межгосударственного стандарта в соответствии с планом стандартизации НП "ОПЖТ" и Технического комитета ТК 045 "Железнодорожный транспорт".
Основная цель разработки нового стандарта - регламентация процедур и процессов, не охваченных в ранее утвержденных ГОСТ. В частности, существующая нормативная база не описывает критерии браковки, а также не охватывает все модели используемого в РФ подвижного состава, из-за чего многие модели железнодорожной техники не проходят ультразвуковой контроль.
Новый стандарт распространяется на обширную номенклатуру сварных соединений и предназначен для применения при производстве и ремонте подвижного состава. Документ будет регламентировать методики ультразвукового контроля с целью выявления дефектов, недопустимых по требованиям действующих стандартов и технической (в том числе ремонтной) документации на стальные конструкции подвижного состава.
При разработке окончательной редакции рассматриваемого проекта ГОСТ решено:
расширить область применения стандарта, распространив его на более широкую номенклатуру типовых и нетиповых сварных соединений железнодорожного подвижного состава;
учесть различные варианты требований к стальным конструкциям подвижного состава, отраженные как в государственных стандартах, так и в существующей конструкторской документации;
регламентировать общие требования к методам и способам ультразвукового контроля, основанным на применении различных типов преобразователей;
дополнить соответствующие разделы альтернативными критериями браковки;
внести в название разрабатываемого стандарта изменение, отражающее существо указанных выше дополнений - "Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Методы ультразвукового контроля".
В обсуждении нового ГОСТ приняли участие представители 19 компаний и научных организаций, заинтересованных в разработке документа: АО "НИИ мостов", ОАО "Тверской вагоностроительный завод", ФГБОУ ВО "ПГУПС", АО "ВНИИЖТ", ПКБ ЦВ ОАО "РЖД", ООО "ВНИЦТТ", ООО "МИГ "КТЗ", АО "СТМ", ООО "Уральские локомотивы", АО "ВРК-1", АО "НПК "УРАЛВАГОНЗАВОД", АО "Рославльский ВРЗ", АО "ЗМК" и др.
По материалам:
https://opzt.ru/news/