В Москве проходит 5-я юбилейная Международная выставка и форум "Энергосбережение, зеленая энергетика и электротранспорт" - "RENWEX-2024". Во второй день работы выставки, 19 июня, прошла сессия "Проекты по производству электромобилей и развитию зарядной инфраструктуры на территории РФ: достижения, перспективы, барьеры", в ходе которой эксперты обсудили ключевые вопросы, связанные с проблемами отрасли.
Открыло мероприятие выступление заместителя генерального директора ФГБУ "РЭА" Минэнерго России Сергея Романова, который рассказал, что сегодня в стране принимается недостаточно мер для того, чтобы характер пользования электромобилями стал массовым. Растет спрос на внедорожники и большие автомобили, благодаря которым можно получать прибыть. Согласно концепции, в ближайшие 6-8 лет планируется существенное снижение цен на электромобили, однако сложно представить, удастся ли достичь этой цели, так как существует слишком много неопределенностей по всех составляющих электромобилей.
"Мне кажется, один из наиболее интересных выходов - развитие программ госзакупки, то есть массовые закупки электромобилей для такси, каршерингов с последующим выпуском их на вторичный рынок. Мы анализируем тенденции на зарубежных рынках, и там ключевым фактором развития является господдержка. Поэтому сейчас при выстраивании программ необходимо помнить про это. Также явно назрела необходимость формирования некого плана развития покрытия электрической инфраструктуры", - отметил спикер.
О том, с какими трудностями сталкиваются производители электротранспорта, рассказал руководитель группы разработки архитектуры высоковольтного электрооборудования ООО "Инновационный центр "КАМАЗ" Сергей Казаков.
Сегодня в Москве люди ездят на электробусах компании "КАМАЗ". Многие отмечают, что уже даже не замечают этого, так как привыкли к электрическому транспорту. Однако компания развивается и в других направлениях: коммунальная техника, грузовики и так далее.
"Коммунальная техника очень шумная. Представьте, что вы утром в выходной спите, а во двор приехал мусоровоз и слишком громко тарахтит. Это раздражает человека, который хочет поспать. Спасением здесь является электрический транспорт. "КАМАЗ" планирует дальнейшем идти именно по такому развитию. Однако на сегодняшний день даже наша компания использует зарубежные компоненты, так как свои мы только начинаем разрабатывать. Многие знают, что китайская продукция очень дешевая, так как у них есть субсидирование внутри страны. Поэтому китайский электробус сильно дешевле российского", - пояснил спикер и добавил, что необходимо стремиться к тому, чтобы государство помогало своим производителям.
Он также отметил, что обычного потребителя отталкивает от покупки электромобиля отсутствие зарядной инфраструктуры. Также существует проблема с современными кадрами, так как образовательная база уже устарела, и обучение в вузах не дает нужные знания. Еще важные проблемы - отсутствие отечественного софта и сертификация продукции.
Острых вопросов в сфере электротранспорта немало. Генеральный директор компании Hyper Алексей Тихонов основным выделил дороговизну конечного изделия.
"Наша компания старается популяризировать тему электромобилей. Мы строим зарядную инфраструктуру только в тех городах, в которых появляются пользовательские сервисы такие, как электротакси. Основная проблема сегодня - это дороговизна электрокара. Цикл заключения сделки по электромобилям очень длинный. В стране есть задел по управлению сложными системами. Автомобили и зарядные станции - это ресурсы, которые нужны для решения задач верхнего порядка: отвезти груз, пассажира и так далее. Мы могли бы лучше конкурировать не в базовом ресурсе построения задач, а в построении сложных экономически эффективных, автоматизированных систем по эксплуатации этих электромобилей и станций, экспортируя их за рубеж", - считает Алексей Тихонов.
Представители дистрибьютеров высказали мнение, что проблема заключается в неосведомленности клиентов, боязни покупки электромобилей, и недостаточно развитой инфраструктуре, так как к настоящему времени электромобили не могут проехать более 300 км на одном заряде.
Директор по стратегическому развитию Корпорации ПСС Максим Политов добавил, что ненадежность самих зарядных станций также отталкивает потенциальных клиентов от покупки машин.
"Проблемы есть и в самих зарядных станциях, они могут зависать, как и сами электромобили при зарядке. Элементы станций также ломаются, иногда отсутствует связь после выключения электроэнергии. Зимой часто происходит замерзание льда, что приводит к неуспешной сессии. Возникают и проблемы с коммуникацией серверов, со слишком холодной или горячей батареей. И самая страшная боль в России, кроме дорог, использование дешевых переходников. Нужно обратить внимание отрасли на это", - высказал мнение докладчик.
Исполнительный директор компании Pandora Олег Тиханов также посчитал, что использование некачественных компонентов, в частности зарядных станций, негативно сказываются на развитии электротранспорта.
"Нужна ли безопасная зарядная станция? Нам кажется, нужна, но пользователю, как оказывается, не нужна, пока не случилась аварийная ситуация. Станцию выбирают в первую очередь по цене. Зачем ее покупать за 130 тысяч? Я зайду в интернет-магазин и куплю там за 23 тысячи. О вопросе безопасности никто не задумывается. Наша компания изучает продукцию конкурентов, там используются дешевые некачественные компоненты, неспособные защитить при аварийной ситуации, а они происходят часто. Качественные российские станции могли бы спасти от таких ситуаций. Нельзя пренебрегать параметрами безопасности", - отметил Олег Тиханов.
Он также проинформировал, что сейчас Pandora начала разработку собственного тестера зарядной станции переменного тока для монтажников и монтажных организаций, который в пару нажатий позволяет обеспечить проверку всех доступных параметров безопасности. Компания хочет сделать этот тестер массовым, так как на рынке практически нет подобных решений.
Заключительным стало выступление председателя Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ии Гордеевой.
"На выставке представлено большое количество зарядных станций; 2/3 китайские и 1/3 российские. Базовые прогнозы развития электромобилей у нас колоссальные. Только возникает вопрос: как это все сделать российским? Мы очень далеко продвинулись благодаря мерам поддержи и субсидированию. Ждем, что они будут продолжены, так как в этом году их срок заканчивается. Сейчас только запустили производственные мощности, и нужно время, чтобы локализоваться полностью", - подытожила она.
Источник:
http://www.elec.ru