Профессиональные справочные системы для специалистов
06.09.2019
В разработке проект изменений в ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"

     Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект) разработан для реализации пункта 1.1.9 Раздела 4.5 паспорта национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) в целях повышения конкурентоспособности продукции российских производителей пестицидов и агрохимикатов на экспортных рынках (https://regulation.gov.ru/p/94590).
     
     В настоящее время обязательным условием легального обращения на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, включая их производство, ввоз, вывоз, хранение, транспортировку, реализацию и применение является их государственная регистрация, требования к которой установлены Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).
     
     Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов предусматривает проведение длительных многолетних агрохимических испытаний, разработку регламентов применения, оценку биологической эффективности, получение положительных заключений государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз и экспертизы регламентов применения агрохимикатов, включение продукции в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
     
     При этом процедуры и этапы государственной регистрации в равной степени и объеме распространяются как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории Российской Федерации, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.
     
     За время, уходящее на испытания и получение упомянутых экспертиз, зарубежные рынки занимают иностранные конкуренты.
     
     При этом результаты регистрационных испытаний и экспертиз могут свидетельствовать только о безопасном и эффективном применении пестицида или агрохимиката только на территории Российской Федерации.
     
     Более того, рекомендации по применению, утверждаемые в ходе российской процедуры государственной регистрации, могут ввести иностранных потребителей в заблуждение относительно как норм внесения, так и самой возможности применения агрохимикатов для тех культур, на которых агрономические испытания в Российской Федерации не могли быть проведены в силу объективных различий в экологической обстановке, климатических условиях, состоянии почв и видах выращиваемых культур.
     
     Таким образом, указанные регистрационные требования законодательства устанавливают излишнюю административную нагрузку на производителей пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта.
     
     В связи с изложенным целесообразно дифференцировать требования, предъявляемые к проведению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, в зависимости от того, реализуются пестициды и агрохимикаты на экспорт (вывозятся из Российской Федерации) или предназначены для применения на территории Российской Федерации.
     
     Необходимо иметь в виду, что каждый этап жизненного цикла пестицидов и агрохимикатов как продукции (производство, хранение, перевозки, реализация) уже регламентирован с точки зрения установления обязательных требований как федеральным законом, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Так, классификация по видам опасности, информация о рисках для здоровья человека и окружающей среды, а также указания по транспортировке, хранению и действиям в различных ситуациях в обязательном порядке содержатся в паспорте безопасности химической продукции, предоставление которого требуется целым рядом документов, в числе которых "ПОТ Р М-004-97. Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ" (утв. постановлением Минтруда РФ от 17.09.1997 N 44), Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" и "ГОСТ 30333-2007. Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 12.08.2008 N 164-ст). Помимо этого, согласно статье 18 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", характеристики продукции с точки зрения транспортировки регулируются соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а для целей морской перевозки при вывозе из Российской Федерации классификация по видам опасности и прочая информация, содержащаяся в паспорте безопасности, дополнительно требуется положениями Международного морского кодекса по опасным грузам, СанПиН 1.2.2584-10.
     
     Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.10.2002 N 36 "О введении в действие Санитарных правил СП 1.2.1170-02 "Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов"; "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50); "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15); "ТИ Р М-013-2000. Типовая инструкция по охране труда для рабочих, выполняющих работы с минеральными удобрениями и пестицидами" (утв. Минтрудом РФ 17.03.2000).
     

     Хранение пестицидов и агрохимикатов регламентирует градостроительное законодательство, СП 92.13330.2012 "Свод правил. Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Актуализированная редакция СНиП II-108-78" (утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/16), а также:
     
     СанПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения"; СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 N 743 "Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон", приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
     
     Кроме того, пестициды и минеральные удобрения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, включены в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
     
     В связи с изложенным Законопроект предусматривает возможность производства и реализации на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации без обязательной государственной регистрации.
     
     Исключение необходимости обязательно проходить регистрацию пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных к применению на территории Российской Федерации, позволит отечественным производителям на два-три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли.
     
     Предлагаемые изменения позволят снизить административную нагрузку на производителей пестицидов и агрохимикатов - участников внешнеэкономической деятельности, и увеличить объемы несырьевого экспорта.
     
     Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 10 сентября 2019 г.
         

     
     Истчник:     
     https://regulation.gov.ru/p/94590https://regulation.gov.ru/p/94590