Профессиональные справочные системы для специалистов
21.03.2019
Эксперты обсудили развитие малой ветроэнергетики

     Встреча "Малая ветроэнергетика: производство ветроэнергетических установок и энергокомплексов малой мощности для автономного энергоснабжения", которая прошла 15 марта в НИУ "МЭИ" собрала около 100 участников. Это представители сетевых и энергоснабжающих компаний, сельскохозяйственных и электротехнических предприятий, проектных организаций и НИИ, предприятий оборонного комплекса.
     
     Ветроэнергетика даже в России уже перестала быть только объектом изысканий. Соответствующие решения и технологии активно внедряются на практике по всему миру, они приносят не только прибыль инвесторам, но и тепло, энергию людям. Встреча "Малая ветроэнергетика: производство ветроэнергетических установок и энергокомплексов малой мощности для автономного энергоснабжения", которую организовала РАВИ, была интересной, участники выслушали множество интересных докладов (https://cloud.mail.ru/public/FsEs/jWj7sbhNd), посвященных как научно-техническим аспектам развития малых ветроэнергетических систем, так и их практическому применению.
     
     В ходе обсуждений докладов напрашивался вопрос о самом существовании рынка для малых ветроэнергетических систем в секторе 5-100 КВт. В начале 2000-х вплоть до 2008 года в России примерно 12 компаний предлагали малые ветрогенераторы и даже целые комплексы мощностью до 30 КВт собственной конструкции. Глубина технической проработки и надежности, уровень новизны решений был различен, и встречались довольно качественные ветродизельные комплексы отечественного производства, способные решать задачу энергоснабжения изолированных объектов.
     
     После череды кризисов аппаратное наполнение таких комплексов осталось тем же, но стоимость каждого компонента возросла в разы. Например, ВДК мощностью 5 КВт, стоивший в то время до 700 тыс рублей, вырос в цене до 2300 тыс рублей с прежней эффективностью. Такая сумма не всякому фермеру посильна, не говоря уже о владельце дачного домика. Рыночная ниша сузилась до организаций, контролируемых государством: навигационные системы, обеспечение снабжения различных инфраструктурных объектов, не обеспеченных или обеспеченных т.н. "северным завозом".
     
     Последнее явление стало главным препятствием для расширения рынка для малых ВИЭ. Масштабные поставки топлива для энергоснабжения удаленных и изолированных территорий имеют свою инфраструктуру, организации с многочисленным персоналом, бюджет, календарный график, обязательства и KPI. Вероятность появления в этой системе более 10 тысяч ВДК ВИЭ, которые приведут к экономии, а значит, невыполнению обязательств по поставке топлива, сокращению рейсов, тонн хранения, рабочих мест в системе "северного завоза" , составляющего более 40 млрд рублей в год, маловероятна. Скорее - невозможна. Третье десятилетние мы наблюдаем появление различных "пилотных" проектов, строительство которых не ставило своей целью экономию ископаемого ресурса, а скорее дань моде .
     

     Но государство может извлечь существенные выгодны из развития малых ВИЭ, если будет на законодательной базе планово снижать объемы поставки топлива по "северному завозу", обязав заменять его использованием малых и средних ВИЭ либо на основе энергосервисных контрактов, либо зарекомендовавших себя концессий. И никакой финансовой поддержки развития малых ВИЭ не понадобится.
     
     
     Источник:
     rawi.ru