Установление заказчиком в документации о закупке требований к участникам о наличии лицензий на геодезические и картографические работы, лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ. Данная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.08.2017 г. N Ф10-3644/2017.
Участник закупки подал жалобу на заказчика, установившего ограничивающие конкуренцию требования в виде наличия лицензии ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и лицензий на осуществление геодезических и картографических работ. Антимонопольный орган признал жалобу необоснованной. В связи с этим участник закупки подал в суд.
Суд в свою очередь поддержал мнение антимонопольного органа и отказал участнику закупки в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п.9 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ в документации о закупке заказчиком должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках, которое устанавливает порядок проведения закупочных процедур. Тем не менее заказчиком в документации о закупке были установлены следующие требования:
- наличие лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;
- наличие лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Подтверждать свое соответствие вышеуказанным требованиям участники закупки должны были предоставлением копий лицензий.
Суд отметил, что нормы Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ не содержат запрета на установление требования к участникам о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение. При этом лицензия предоставляется при ее наличии. По сути, указанное требование не вводит в заблуждение участника закупки, поскольку не создает основания для отклонения заявки на участие в закупке.
Что касается требования о наличии у участников закупки лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц также не содержит запрета на установление указанных требований. Вместе с тем заказчик указал, что выполнение ряда работ будет связано с доступом к таким сведениям.
Следовательно, установление в документации требования о наличии указанной выше лицензии соответствует закону, а отсутствие у организации, подавшей заявку, указанной лицензии, уже является основанием для отказа в допуске ее к участию в закупке.
Однако участник закупки настаивал на неправомерности установления заказчиком вышеуказанного требования ввиду того, что отсутствуют документы, подтверждающие отнесение предмета закупки к объектам, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вышеуказанные доводы участника закупки судом опровергнуты, поскольку заказчик обладает лицензией на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В связи с этим заказчик обязан исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне, и его требования о наличии соответствующей лицензии обоснованы.
Учитывая изложенное, суд сообщил, что заказчик правомерно установил в документации о закупке требования к участникам о наличии у них лицензий на геодезические и картографические работы, а также на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. При этом указанные требования не вводят участников закупки в заблуждение и не приводят к ограничению конкуренции между ними.