Техническое регулирование. Стандартизация. Выставка

НОСТРОЙ ПРЕДСТАВИЛ СВОИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

В начале апреля в Москве состоялась крупная международная строительно-интерьерная выставка BUILDEX 2012. Многочисленные этапы выставки отразили все многообразие строительного рынка — от сугубо практических разработок до инновационных технологий будущего. В рамках выставки 3 апреля прошла конференция Национального объединения строителей «Внедрение стратегических разработок НОСТРОЙ: Стандарты и Аттестация». О подробностях проведенной конференции читайте в нашем обзоре.

Организаторами выставки выступили Media Globe, международное подразделение Messe Munich International, Комитет Государственной думы по земельным отношениям и строительству, Министерство регионального развития РФ, НОСТРОЙ и др. Мероприятия выставки распределялись по разделам, посвященным различным элементам строительно-интерьерного рынка: «Строительные материалы и оборудование», «Металл в строительстве и архитектуре», «Сантехника. Интерьеры ванных комнат», «Керамическая плитка и камень», «Инженерные системы» и многим другим.

В этой статье мы подробно остановимся на мероприятии, прошедшем под эгидой НОСТРОЙ, и посвященном созданию единой системы аттестации и других разработок НОСТРОЙ.

Сертификация: добровольная и не очень

Конференция по техническому регулированию «Внедрение стратегических разработок НОСТРОЙ: Стандарты и Аттестация» собрала в своих стенах более 150 представителей саморегулируемых организаций (СРО), строительных фирм, научно-исследовательских и общественных организаций в области строительства.

Открывал конференцию С. Пугачев, директор Департамента технического регулирования НОСТРОЙ, выступлением, посвященным основным аспектам системы стандартизации и добровольной оценки Национального объединения строителей.

В качестве приоритетных направлений деятельности и задач НОСТРОЙ г-н Пугачев выделил участие в техническом регулировании в строительстве посредством формирования доказательной базы принятых технических регламентов, разработки системы стандартов СРО в строительстве и создания в рамках Национального объединения строителей системы подтверждения соответствия продукции, работ и услуг в своей сфере.

Система стандартизации НОСТРОЙ основана на законодательстве о СРО, нормы о которых содержатся в отраслевом федеральном законе, Федеральном законе «О техническом регулировании», в Градостроительном кодексе РФ и в других нормативно-правовых актах. Программа стандартизации НОСТРОЙ, согласно данным анкетирования СРО, являющихся ее членами, по словам директора Департамента технического регулирования, почти единодушно оценивается положительно. Организации-члены Объединения заявляют, что они готовы участвовать в работах по актуализации СНиПов, национальных стандартов и стандартов НОСТРОЙ или доверяют в этой части проведение работ аппарату Объединения.

В своей работе специалисты НОСТРОЙ внимательно следят за самыми актуальными федеральными инициативами и согласовывают свою деятельность с предложениями органов государственной власти. Так, Национальное объединение строителей в феврале 2012 года направило обращение в Минрегион России об исключении из строительных норм и правил положений по правилам производства работ, учитывая разработку комплекса стандартов НОСТРОЙ.

Г-н Пугачев особо выделил этапы разработки стандартов НОСТРОЙ, в которые входит обязательное согласование со всеми участвующими сторонами и внесение правки на основе замечаний, выдвинутых НИИ, общественными, сторонними организациями, головными заказчиками или заинтересованными СРО. В рамках деятельности по разработке комплексов стандартов принято 57, в процессе подготовки находятся 55 стандартов НОСТРОЙ.

В своем выступлении С. Пугачев выделил этапы комплексного плана внедрения стандартов НОСТРОЙ в качестве стандартов СРО. Пунктами этого плана выступают следующие разработки:

— рекомендации по оформлению стандартов НОСТРОЙ, принятые общим собранием в качестве стандартов СРО;

— правила контроля в области саморегулирования в части процедуры контроля за соблюдением требований стандартов СРО и технических регламентов;

— методические рекомендации по взаимодействию органов стройнадзора и СРО, предусматривающие использование стандартов Объединения при осуществлении государственного строительного надзора;

— информационное обеспечение и некоторые другие.

Положения Гражданского кодекса о договоре строительного подряда и Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусматривают преимуществ национальных стандартов и сводов правил перед стандартами организаций. Именно поэтому НОСТРОЙ уделяет такое усиленное внимание разработке стандартов СРО. В качестве примера положительного опыта использования таких стандартов докладчик привел выписку из решения коллегии Министерства строительства Сахалинской области от 11 ноября 2011 года, которая определила: «Государственным и муниципальным заказчикам рассмотреть и принять для обязательного использования при проведении строительного контроля утвержденные стандарты НОСТРОЙ».

По мнению С. Пугачева утверждение и применение стандартов СРО на правила проведения строительных работ позволит унифицировать все процессы в части, наименее учтенной в сводах правил (СНиПах). В результате этого удастся повысить качество работ, деловую репутацию и конкурентоспособность строительных организаций и обоснованно добиваться снижения страховых тарифов при заключении договоров страхования строительных рисков.

Кроме того, применение таких стандартов позволит обеспечить доказательную базу для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, в результате чего можно будет сделать более прозрачными отношения с органами строительного надзора, исключить предъявление неопределенного широкого круга требований к строителям и наполнить содержанием требования контроля строительных организаций со стороны СРО в части соблюдения технических регламентов.

Еще в феврале 2011 года в Росстандарте зарегистрирована Система добровольной оценки соответствия «НОСТРОЙ» (СДОС НОСТРОЙ), которая включает в себя более двух десятков базовых документов и знак Системы. Также сформированы другие структурные элементы и определены уполномоченные исполнительные органы. В систему допущены более двадцати органов по сертификации и несколько испытательных лабораторий.

В качестве преимуществ СДОС для членов СРО НОСТРОЙ можно выделить следующие:

— для СРО — удобную документарную форму подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и стандартов при проверках, осуществляемых СРО;

— для строительных организаций — упрощенную процедуру проверки (без выезда на объект) при наличии действующих сертификатов СДОС, льготные условия по получению сертификаций и предоставление скидок для владельцев сертификатов со стороны страховых организаций при оформлении страховых полисов;

— для строительных организаций и СРО дополнительным преимуществом является сокращение числа плановых проверок, осуществляемых СРО в отношении своих организаций в три раза.

В 2012-2013 годах НОСТРОЙ планирует продолжать развивать систему технического регулирования в строительстве путем повышения уровня безопасности объектов и формирования в СРО системы качества и оценки соответствия выполняемых работ.

Для достижения этой цели необходимо, во-первых, разработать методологическое обеспечение применения стандартов СРО, которое обеспечит соответствие работ и объектов требованиям технических регламентов, а следовательно, гарантирует их качество и безопасность.

Во-вторых, нужно сформировать систему организации и проведения внутреннего контроля СРО за качеством и безопасностью проведения строительных работ, а, в-третьих, создать инфраструктуру, включающую высококвалифицированных экспертов по различным видам строительных работ в рамках Системы добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ.

Департамент технического регулирования предлагает:

— рекомендовать СРО принимать активное участие в рассмотрении стандартов (рекомендаций) СРО и принятия их на своих общих собраниях;

— рекомендовать СРО использовать СДОС НОСТРОЙ для подтверждения соответствия работ, продукции, систем менеджмента качества стандартам СРО;

— рекомендовать органам власти субъектов РФ использовать стандарты СРО при организации государственных и муниципальных закупок, проведении строительного контроля и надзора.

Чуть более подробно на вопросах функционирования системы добровольной оценки соответствия (СДОС) НОСТРОЙ в своем выступлении остановился Р. Акиев, главный специалист департамента технического регулирования.

Основными областями сертификации СДОС являются сферы строительных материалов и изделий, систем менеджмента, электротехнических изделий, машин и оборудования в строительстве, работ и услуг в данной области, энергоэффективности и сфера «зеленого» строительства.

Функционирование системы добровольной оценки соответствия осуществляется в следующих целях: выполнение при организации данного процесса всех современных требований безопасности и качества с применением новой стандартной базы; снижение издержек строительных организаций на сертификацию; борьба с формальной сертификацией; введение принципиально новых сертификационных услуг в строительстве.

Аттестационный контроль

Вторая часть конференции была посвящена вопросам Единой системы аттестации (ЕСА).

Начальник управления профессионального образования НОСТРОЙ Н. Прокопьева в своем докладе рассказала о реалиях внедрения и функционирования ЕСА.

Правовыми основаниями для включения ЕСА в СРО выступают: № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; Градостроительный кодекс РФ и Положение о Единой системе аттестации, принятое Советом Национального объединения строителей 20 апреля 2011 года.

Саморегулируемая организация принимает решение о присоединении к ЕСА общим собранием своих членов или постоянно действующим коллегиальным органом. После решения о присоединении СРО должна принять Положение об аттестации работников членов саморегулируемой организации и создать специализированный орган — Аттестационную комиссию СРО.

На деталях деятельности Аттестационной комиссии Н. Прокопьева остановилась чуть подробнее. Так, она отметила, что Аттестационная комиссия принимает решения о выдаче аттестата и сроке его действия или об отказе в его выдаче. Для этого Комиссия собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Также Комиссия имеет право провести собеседование с кандидатом на аттестацию или направить претендента на аттестацию (контрольная оценка знаний).

Докладчик описала схемы интенсивного, умеренного и мягкого внедрения ЕСА в СРО. Особое внимание спикером было уделено информационной составляющей ЕСА, которая включает в себя электронные ресурсы, где можно найти информацию в целом о единой системе аттестации, списки СРО, присоединившихся к ЕСА, и центров тестирования, а также сведения об их активности в системе и, наконец, пройти учебное тестирование, позволяющее проверить свои знания. Также на сайте единой системы аттестации доступен реестр аттестованных специалистов.

Более подробно на вопросах программного обеспечения Единой системы аккредитации остановился в своем выступлении заместитель начальника Управления информационного обеспечения НОСТРОЙ О. Воронцов. Единая система аттестации включает в себя веб-приложение (сервер) и базу данных. Центр тестирования — основной элемент всего пути, который необходимо пройти кандидату для получения аттестата.

Квалифицированный оператор центра тестирования отвечает за регистрацию кандидата в ЕСА, назначение ему теста, запуск тестирования и печать результатов теста, а также за отправку «бумажных» актов в СРО. На другой стороне этой линии работает оператор СРО, который занимается организацией Аттестационной комиссии, формированием электронного протокола и печатью аттестатов. Единая система аттестации, кроме указанных реестров, статистических данных, учебных тестов и другой полезной информации, располагает в своем арсенале еще одним важным инструментом: «Вопросы-ответы ЕСА».

Об особенностях работы и достоинствах системы «Вопросы-ответы ЕСА» участникам конференции рассказал ведущий специалист Управления профессионального образования НОСТРОЙ В. Кришталь.

Для формирования базы вопросов-ответов Единой системы аттестации было привлечено 24 разработчика, в том числе 13 ведущих вузов страны. С ними заключено 85 договоров, включая соглашения на разработку вопросов-ответов, их актуализацию и проведение экспертизы.

В процессе работы по формированию базы вопросов-ответов специалисты НОСТРОЙ столкнулись со следующими проблемами: несоблюдение технического задания, срыв сроков предоставления вопросов, ориентация на устаревшие нормативно-правовые акты и информационная отсталость. Таким образом, год работы позволил опытным путем определить оптимальный состав проверенных разработчиков и экспертов, доказавших свой профессионализм.

База для компьютерного тестирования Единой системы аттестации включает в себя 13 тысяч вопросов- ответов. Профильные комитеты НОСТРОЙ утверждают исполнителей и осуществляют приемку вопросов и ответов от разработчиков (вузов, научных центров и центров сертификации), а новые нормативно-правовые акты, стандарты НОСТРОЙ и актуализированные СНиПы вынуждают постоянно актуализировать всю базу.

Учебное тестирование, разработанное на основе имеющейся базы, дает возможность не только проверить знания, но и оставить замечания. На качество вопросов-ответов влияют следующие основные факторы: предложения строительного сообщества по улучшению качества вопросов-ответов, появление новых нормативно-правовых актов и стандартов НОСТРОЙ, а также появление новых строительных технологий.

Актуализация вопросов-ответов дает возможность исправить ошибки и учесть поступающие замечания; заменить некорректные и слишком легкие/сложные вопросы-ответы; учесть новые нормативно-правовые акты, СНиПы и стандарты.

Разработчик вопросов-ответов обязан еженедельно отслеживать замечания, приходящие к нему в «кабинет», и таким образом обеспечивать оперативность при формировании актуализированной базы. Надежность же системы обеспечивается путем постоянного мониторинга администратором системы вопросов-ответов через свой «кабинет».

Проверенный коллектив разработчиков вопросов-ответов сможет по отработанным механизмам оперативно вносить корректировки и новации, поддерживая Единую систему аттестации на высоком уровне.

Генеральный директор СРО НП «Центрстройэкспертиза-статус» В. Мазалова рассказала о формировании системы ресурсных центров нового поколения. Такие центры в строительной отрасли работают в качестве инновационных образовательных учреждений, основанных на современной учебно-производственной базе.

Необходимость разработки концепции формирования системы ресурсных центров возникла в связи с колос- сальным дефицитом квалифицированных рабочих кадров.

Ведь их подготовка для строительной отрасли является ключевым фактором повышения качества строительства, экономии всех видов ресурсов, сокращения сроков и снижения стоимости строительства, предупреждения причинения вреда вследствие недостатков исполнения строительных работ.

Программный подход к решению вопросов подготовки квалифицированных рабочих содержится в перечне поручений Председателя Правительства В. Путина. Во главу угла становятся вопросы глубинной реорганизации системы начального и среднего профессионального образования. Особую актуальность вызывает необходимость изменения принципиального подхода к организации системы профессиональной подготовки. Очевиден процесс «вымирания» в России системы начального и среднего профессионального образования. Так, например, в Москве в 2002 году насчитывалось 46 строительных колледжей, в 2011 их осталось только 10. Сокращение качественно подготовленных рабочих кадров в строительстве способствует притоку низкоквалифицированной рабочей силы — как правило, нелегальных мигрантов.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы послужить создание системы специализированных ресурсных центров, представляющих собой инновационные образовательные учреждения нового поколения, оснащенные современной учебно-производственной базой и обеспечивающие высококачественную профессиональную подготовку рабочих строительных специальностей. Подобные ресурсные центры на протяжении многих лет успешно функционируют в Германии и Финляндии.

В качестве преимуществ обучения в ресурсном центре можно выделить: ориентацию на реальные потребности строительного комплекса; использование современных технологий и оборудования; тесную связь с системой высшего профессионального образования; создание кадрового резерва нового поколения для технического состава и некоторые другие. Национальное объединение строителей имеет уникальную возможность инициировать в масштабах страны и выступить координатором общенациональной программы создания системы ресурсных центров нового поколения.

Для реализации первого пилотного проекта создания специализированного ресурсного центра в качестве учебно-материальной базы может быть использован один из строительных колледжей Москвы.

Татьяна СЕЛИВАНОВА